Газета «Вестник»
Архив

№ 5 (944)
13 февраля 2009


Заголовки в формате RSS

Зачем восьмикласснику искусственный интеллект?


Ульяновский школьник не хочет захватывать этот мир. У него более грандиозные планы.

Саша Седов – ученик восьмого класса лицея №40. Он скромный, спокойный, можно сказать, тихий мальчик, входит в состав творческой группы юных ученых «Солярис». Недавно написал программу, фактически являющуюся моделью, ни много ни мало, искусственного интеллекта. Свой проект Саша представил на Всероссийской научной конференции одаренных школьников, прошедшей недавно в Москве, на которой получил диплом III степени и множество различных, как он выражается, «побочных» наград. И вот светлая голова юного гения озарила «мрачные своды» редакции газеты «Вестник». Мы попросили Сашу объяснить простым смертным, в чем заключается суть его работы.

— Попробую, — вздохнул он. — Это средство для создания искусственного интеллекта. Оно основывается на нейросетях. Нейросеть – это такая конструкция, которая подобна биологическому мозгу человека. Я расширил понятие и воплотил задуманное, сделав два примера. В первом случае – это вычисление функции, исключающей «или» по двум логическим числам – «1», «0». А второе – распознавание летающих объектов по шести признакам.

— Эээ… Каких еще летающих объектов?

— Четырех: птица, самолет, планер и ракета.

— Как же он их распознает?

— Ну… Там строится сеть, несколько ее узлов вычисляют вероятности того или иного объекта, отдельный узел сети решает, какой из объектов наиболее правдоподобен в данной ситуации.

— Где это можно применить?

— Теоретически – везде. В задачах распознавания объектов, классификации их по группам. Мама мне приводила пример – до сих пор не создана программа, которая однозначно бы отличала кошку от собаки.

— То есть?

— (немного раздраженно) То есть на входе картинка, на выходе ответ – кошка или собака. Такой программы пока нет. Но не всегда нужно применять такие мощные средства. Например, функция, исключающая «или» — явно неудачный пример для такого мощного средства.

— Получается, это такая модель, которая, если ее дальше разрабатывать и применять, приведет к созданию того, о чем мы все так мечтали  — искусственного интеллекта.

— Да, настоящего полномасштабного искусственного интеллекта.

— Сразу вспоминаются различные постапокалипсические художественные фильмы – «Терминатор», «Матрица»…

— Знаете, мне они тоже вспоминались. Я решил, что когда доведу систему до такого состояния, нужно будет приделать заглушку, чтобы она при введении определенного кода рушила всю систему.

— Насколько мощным и совершенным станет искусственный интеллект в отличие от человеческого? Каковы будут масштабы последствий?

— Честно говоря, не думаю, что искусственный интеллект, по крайней мере такая модель, может превзойти человеческий, поскольку я недалеко ушел от модели нейросети, и в любом случае мощность компьютера никогда не достигнет мощности человеческого разума.

— Может быть, искусственный интеллект будет более стабильным?

— Может быть. Во всяком случае, эта система будет эффективнее учиться на своих ошибках, чем человек.

— А зачем человечеству нужен искусственный интеллект?

— Не знаю. А зачем сначала изобрели счеты, затем логарифмическую линейку, потом компьютер?

— Твои дальнейшие планы – довести это дело «до ума?»

— Да, по крайней мере, еще год нужно продержаться.

— А потом?

— А потом надо делать другие проекты, более перспективные, может быть, даже не по информатике – по физике. Вообще, строить планы на будущее у меня плохо получается. Пойти в университет, учиться на мехмате, а дальше пока все в тумане.

— В какой университет ты собираешься поступать?

— Наверное, все-таки в МГУ.

— Чем ты еще занимаешься помимо создания искусственного интеллекта?

-. Я не только информатикой занимаюсь – физикой с математикой очень увлекаюсь. Поступил в заочную школу по физике и математике при мехмате МГУ. Хожу в художественную школу.

— А художественная школа как с этим сочетается? Все-таки физики и лирики всегда считались антиподами.

— В обоих случаях нужно много воображения.

— Как у тебя получается рисовать? Так же хорошо, как создавать программы?

— Скорее, так же плохо. Создание программ – не самое лучшее, что я умею делать. Решать задачи по математике и по физике у меня лучше получается.

— Когда вырастешь, кем хочешь стать?

— Не знаю. Мама меня в физики прочит.

— Когда ты создашь искусственный интеллект, поставишь на него заглушку, то есть сможешь им управлять, что собираешься делать дальше? Нет ли в списке твоих планов пункта «захват мира»?

— Нет, конечно. Я не сумасшедший. Если этот мир захватишь, им потом нужно будет управлять (смеется). А это слишком сложно. Я мало видел людей, которые хотели бы править нашим миром. А вот тех, кто хотел бы править каким-нибудь другим миром, я видел много.

— Ты любишь фантастическую литературу?

— Да. Читаю Рэя Брэдбери, Кира Булычева, Стругацких, ищу и не могу найти Айзека Азимова. С недавнего времени интересуют Станислав Лем, Владислав Крапивин.

— Последнюю экранизацию романа Стругацких «Обитаемый остров» смотрел?

— Нет, не смотрел. Не хочу себя разочаровывать, если честно. Я видел рекламу и решил, что сам фильм смотреть не буду.

— Чем еще увлекается такой умный парень, как ты? Занимаешься спортом?

— Хожу в походы. В лесотундру, в Крым, на Кавказ, на Урал.

— У тебя есть мечта?

— Пополам со смыслом жизни. Хочу сделать что-нибудь такое, чтобы меня пережило мое имя.

— Ничего себе!.. Таких заявлений я не слышал еще ни от одного человека, у которого брал интервью…

— Все великие открытия пережили имена своих создателей. Ну, почти все, кроме теории относительности.

— Расскажи, как тебе помогают в твоей деятельности, во-первых, школа, во-вторых, группа «Солярис».

— Школа мне помогает не очень, откровенно говоря. Как школа может помогать? Там даются базовые знания, на которых уже все строится. Да, это можно рассматривать как помощь. А вот благодаря творческой группе «Солярис» у меня появились те, с кем я могу поделиться и даже объединиться во имя своих грандиозных идей, что очень способствует их воплощению. Конечно, такой опытный педагог, как наш руководитель Илья Иванов, тоже многое нам дает.

Блиц-опрос

— Любимые предметы?

— Физика, математика, информатика, литература, биология, химия, русский язык, английский язык и музыка.

— Нелюбимые предметы?

— ОБЖ, физкультура, история и география.

— Любимая книга?

— Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу».

— Любимый фильм?

— «Мэри Поппинс»

— На кого ты хотел бы быть похожим?

— Никогда не было желания походить на кого-то одного. В разных людях нравятся разные качества.

— Любимая музыка?

— Барды и некоторые представители русского рока. «Наутилус Помпилиус», ДДТ.

— Где бы ты хотел жить в будущем?

— В Димитровграде. Тихо, красиво, деревьев много. Правда, я еще в Санкт-Петербурге не был, может быть, съезжу, переменю свое мнение. Я видел фотографии – очень красивый город.

— Твое пожелание читателям «Вестника».

— Доводить УлГУ до высшего уровня. Вырасту – помогать буду.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019